Каталог статей

Главная » Статьи » психология детства

Раз нельзя и трижды можно

Раз нельзя и трижды можно

Иногда мне кажется, что самое любимое слово молодых родителей — это не имя их малыша, а слово нельзя! Второе по частоте употребления слово — перестань!

В естественном поведении здоровый маленький ребенок проявляет активность и любознательность. Внимание малыша очень подвижно, он очень быстро реагирует на все новое, что появляется в окружении. Мир ребенка устроен совершенно по-другому, чем мир взрослого. Мы привыкли различать важное и второстепенное, привычное и непривычное. Наше сознание фильтрует информацию, убирая из поля внимания всё, что не является в данный момент полезным. Сознание ребенка открыто, оно не защищено фильтрами знаний, целей, ожиданий, привычек. Интерес малыша часто привлекают явления и предметы, на которые мы никогда не обратили бы внимание. Высокая познавательная активность — нормальное состояние ребенка.

Малыш познает мир через прикосновение. Это мы, взрослые, глядя на предмет, уже знаем, какой он на ощупь. А к ребенку реальность приходит через прикосновение. Он хочет потрогать траву, и помять влажную землю вокруг травы, и поднять пластиковую крышечку, которая валяется рядом. Малыш тянется к хрупкому стакану, хватает нежный цветок, впивается пальчиками в книжную страницу. Нельзя! Это совсем не то слово, которое поддержит его в познании мира. Ведь ребенок все делает впервые. У него нет опыта — он не знает, что к мячику и к маминой щеке надо прикасаться по-разному. Он учится. Когда малыш повзрослеет, он будет бессознательно знать, с какой силой надо держать палку, а с какой — цветок. Он будет знать, как далеко получится забросить перышко, и как надо бросать камень. Если, конечно, слово нельзя! не будет главным инструментом воспитания.

Многие родители увлечены идеей, что ребенок должен знать слово «нельзя». Позволю себе заметить, что это не единственное, что должен знать ребенок. И если ваш малыш будет узнавать мир с нормальной для себя степенью активности, вам не потребуется специально обучать его слову нельзя!

Слово нельзя! решает задачу ограничения активности. Ситуаций, где нужно ограничивать активность ребенка не так уж много, если он живет в нормальной среде, а не в антикварной лавке и не в зоне военных действий. Если же вы ограничиваете активность малыша просто ради того, чтобы самим поменьше двигаться и не утруждать свое внимание — начинайте как можно скорее менять свое поведение, а не поведение ребенка. Мифические существа по имени «гиперактивные дети» не так уж часто встречаются. Большинство так называемых гиперактивных детей — это нормальные дети нерадивых родителей.

Конечно, ребенок движется не по прямой траектории. Вот он увидел необычную плитку на тротуаре, потом муравья, потом собаку на поводке, потом потрогал решетку ограды, потом попытался забраться на бордюр, потом ощупал необычную ручку двери магазина, потом, потом, потом… Узнаёте? Если с вашим малышом такое происходит каждый день, поздравляю — вы разумно пользуетесь словом нельзя. Если же вы станете уверять, что вашему малышу скоро четыре, а он с удовольствием гуляет в коляске, похоже, вы еще не научились пользоваться словом нельзя.

Родителей, которые неумело применяют нельзя! можно легко отличить. Вам встречались папы и мамы, которые тащат ребенка за руку, а он повис и едва перебирает ножками? Вы видели орущих детей, которых подхватили на руки, а они вырываются изо всех сил? Вам встречались в семейных ресторанчиках родители, которые даже не предлагают ребенку индивидуальную ложку, а просто напихивают дитя едой как гуся на откорм? Это они — родители, которым уже удалось сделать своих детей глухими к слову нельзя и всем его синонимам.

В следующий раз обсудим, как правильно применять слово нельзя. И вы поймёте, почему только личное всегда имеет смысл.

2 страница

Нельзя! — сильное слово, это могущественный инструмент воспитания. Есть несколько типов ситуаций, где словом нельзя! требуется резко ограничить активность ребенка —  угроза жизни, угроза здоровью, угроза безопасности ребенка или других людей. Ребенок вырывается вблизи дороги с интенсивным движением, бегает вблизи крутого брега реки, забрался на подоконник, замахивается палкой на малыша — это ситуации, где ваш запрет должен быть серьезным, однозначным и быстрым.

Дети очень хорошо понимают наше эмоциональное состояние, и вы можете выразить интонацией и мимикой и жестом свою тревогу и твердость. Хорошо при этом усилить нельзя! прикосновением — решительно и мягко взять ребенка за руку, мягко обхватить его, если он слишком разбегался. Вы можете также для особо важных случаев применять слово стоп! Только не говорите его, где придется, а только в особых случаях. Подошел близко к краю тротуара стоп! осторожно,  машины. При этом не надейтесь исключительно на слова, даже самые сильные, не надейтесь и на сознательность ребенка будьте готовы отреагировать действием в любое мгновение. Такова первая часть правила применения слова нельзя!

Важно еще следующее. Как только вы сказали, что именно нельзя, сразу покажите не меньше трёх действий, которые разрешены. Палкой нельзя замахиваться на человека, а можно нарисовать на песке, достать листик высоко на дереве, постучать по стволу. Нельзя! хватать страницу книги и рвать ее, а можно брать за уголок двумя пальчиками, переворачивать туда и обратно, разгладить рукой разворот. Нельзя щипать маму за щеку, а можно – погладить, легко прикасаясь пощекотать, нежно потрепать волосы. Дайте ребенку проделать все действия, которые разрешены, и похвалите его. Точно так же учите его правильно переходить дорогу. Каждый раз показывайте свет светофора, зебру, по переходу двигайтесь спокойно и быстро, без остановок. Нельзя вбегать в квартиру в грязной обуви, а можно остановиться в прихожей, сесть на стульчик, подождать, пока мама закроет дверь, снять обувь и отнести ее помыть.

Когда мир малыша ограничен словом нельзя! со всех сторон, он вынужден подавлять свою естественную активность, загоняя ее «внутрь». Поэтому ребенок может получиться у вас послушный, и при этом тревожный, возбудимый. Эта подавленность может проявиться и через протест, неуправляемую злобность, бесшабашность. В детском возрасте происходит формирование убеждений, которые остаются на всю жизнь. Постоянно ограниченный запретами ребенок создает убеждение: «Если хочешь получить свое – борись, сопротивляйся, никого не слушай». Или другой тип убеждения: «Хочешь жить спокойно ни к чему не прикасайся, никогда не рискуй, затаись, другие всегда всё знают лучше тебя». Легко предсказать, каким в том и другом случае будет взрослый человек. Вам это не понравится.

Если вы ведете себя по правилу  Раз нельзя и трижды можно, ваш малыш научится управлять своей активностью. Поступая так, вы каждый раз будете делать вклад в развитие его волевых качеств. Такая стратегия воспитания побуждает ребенка к познанию, и у него развивается интеллект. Еще один положительный эффект вы поощряете ребенка к положительным эмоциям, удовлетворяя его интерес к окружающему миру. А сбалансированное развитие воли, интеллекта, эмоций и физическая активность основа полноценной жизни.

В каждом случае, когда возникает повод для нельзя! воспринимайте его как возможность научить ребенка чему-то новому. Можно это двери в огромный мир, который должен стать добрым домом для вашего малыша. Помните об этом так же, как и том, что только личное всегда имеет смысл.

Категория: психология детства | Добавил: Мария (10.12.2010)
Просмотров: 624 | Рейтинг: 0.0/0