Каталог статей

Главная » Статьи » воспитание культурой

об игрушках всерьез

Игрушка одна из первых встречает в этом мире маленького человека и сопровождает его всю жизнь. Это первый его личный предмет с которого он и начинает познание окружающего мира.

Очень часто взрослые забывают, что маленький ребёнок нуждается не только в хорошем уходе и качественном питании. Детям, как и их родителям, помимо хлеба насущного, так же необходима и духовная пища. Народная мудрость гласит «кто в куклы не играл, тот детства не знал». А известную римскую поговорку можно перефразировать так – скажи мне, какими игрушками играет твой ребёнок, и я скажу, кто из него вырастет.

На первый взгляд, современные детские магазины переполнены разнообразным, красочным товаром. И от людей старшего поколения можно услышать, что они, мол, не имели столько игрушек. Но, если повнимательнее приглядеться к ассортименту, то даже непосвящённый обнаружит значительный перевес в пользу пластмассовых низкосортных поделок по мотивам голливудских экшенов и нестареющей Барби. Мнение родителей, что пёстрые пятна привлекательны для ребёнка неоправданно – в природе не существует таких кислотных цветов и искажённое окружение создаёт такое же искажённое восприятие.

Поэтому, родителям и всем, кто занимается воспитанием детей необходимо научится самим правильно выбирать игрушки. И этот выбор всегда будет зависеть от возраста ребёнка, его пола, темперамента и пристрастий. Кстати говоря, в формировании последних, родитель должен играть первостепенную роль, мягко и ненавязчиво направляя своё чадо.

О самых маленьких

Психологи утверждают, что основы будущей личности и формирование характера происходит до пяти лет. Необходимо всегда помнить, что маленький ребёнок способен воспринимать небольшое количество информации. Игрушка в этом плане способна либо ускорить развитие ребёнка, расширить для него границы мира, либо, невольно, сконцентрировать его внимание на малом. На этом этапе традиционная игрушка остается незаменимой и по сей день.

Почему? Можете сами себе задать вопрос какая игрушка даст ребёнку правильную, не искажённую информацию и позволит объективно оценить его личное восприятие мира. Скорректировать его мировоззрение незаметными, ненавязчивыми штрихами. Полимерная кукла созданная по образу и подобию человека – оторвём ей руку, ногу, голову – внутри пустота. Она даже не стоит слёз, ведь завтра мама принесёт другую, точно такую же. Как думаете каково будет восприятие человеческой жизни, ценности здоровья человека, являющегося «копией» этой куклы? Традиционная кукла это не готовой макет– каждая кукла это уникальный образ. Образ, который маленький человек сам наполняет свойствами, особенностями, своим восприятием окружения. Именно это наполнение и является отражением внутреннего мира ребёнка. Реакция ребёнка на повреждение этого образа является первым индикатором, по которому родитель способен оценивать формирующуюся психику.

Что касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то благодаря нашим предкам она всегда была продуманной и многоплановой, воздействуя на все уровни ощущений — тактильный, визуальный, звуковой. Она имеет уникальную способность нести понятие о мире цельными образами и категориями через малую, казалось бы, ненасыщенную деталями форму. Материал, из которого изготовлена игрушка, так же имеет огромное значение. Натуральные материалы, такие как дерево, глина, ткани, дают через осязание понятие о соотношение веса и объема, существующих в природе. Игрушки, из ненатуральных материалов, в этом смысле, вводят в заблуждение даже взрослого, а у ребёнка они смещают ощущения, закладываемые в подсознание.

К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. Игрушечные "свистульки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок

Помимо всего, традиционная игрушка как ничто иное способна заложить в ребёнке то самое национальное сознание, отсутствие которого делает впоследствии человека, как минимум, социально пассивным .

Народная игрушка, прошедшая через века, вобравшая и органично соединившая в себе всё самое главное, способна воспитать в ребёнке эстетический вкус, через свои форму, цвет и объем. Отрадно, что в настоящее время у наших детей есть возможность поиграть в игрушки не только своего, а практически всех регионов России, где сохранились таковые традиции и промыслы.

Из глубины веков

Если обратиться к историческим и этнографическим трудам, музейным коллекциям, то можно узнать, что способы изготовления народной игрушки и используемые для этого материалы весьма разнообразны. Одних лишь глиняных игрушечных промыслов не перечесть. Филимоновская и Абашевская, Петровская (Костромская обл.) и Каргопольская, Хлудневская, Каргопольская, Дымковская и т.д. Мир глиняной игрушки неисчерпаем и прекрасен. Для русских народных игрушек, характерными являются такие зооморфные и мифологические образы, как конь (всадник), олень (лось), бык (корова), баран, козел, собака, птица, «баба» и медведь.

Закономерно, что тот же медведь стал одним из символов Богородского игрушечного промысла. Хотя материал здесь совсем иной – мягкое, податливое дерево – липа. А какому взрослому не хочется поиграть с деревянными лошадками, да зачастую имеющую и повозку, как у Федосеевских мастеров.

А ещё, в разных регионах существуют свои способы изготовления игрушек из растительных материалов – таких, как береста, соломка и даже лоза. Главное не ошибиться и не приобрести какой-нибудь «сувенирный новодел», коих сейчас так же, немало. Как отличить? Подумайте лепили ли древние мастера на свои игрушки пластмассовые «made in China» глазки?

Не выходя из дома

Надо сказать, что в былые времена игрушка с ярмарки была ценной для ребёнка и береглась. Дети, в основном, делали игрушки либо сами, либо их родители. И именно это воспитывало в ребёнке созидательное и творческое начало. Создавая или просто наблюдая, как кто-то из родных делает тряпичную игрушку или берестяную курочку, ребёнок оказывался со-творцом. Вряд ли такую игрушку можно небрежно бросить или сломать просто от скуки.

Учить ребёнка создавать важно и необходимо. И не обязательно для этого записывать его в какую-нибудь студию или кружок, коих раньше и не было. Любая мама могла сшить своему малышу мячик из тканей, что были годны для этого. Скрутить зайчика или куклёшку. Ребёнок смотрел, запоминал и в определённый момент начинал сам делать для себя игрушки.

Глубоко сакральна и интересна традиция создавать игрушки из косточек животных. В одном из регионов России, а именно в Костромской области, была обнаружена традиция создания игрушки из куриных косточек. Где грудная косточка служит лошадкой, спинка и лопатки – сани, длинные косточки от ножек – оглобли, остальные – косточки, это брёвна, которые складываются в сани. В семье, где было много детей, такую игрушку мог собирать каждый ребёнок, занимая свою очерёдность на ту или иную часть курочки, когда она появлялась в меню. Любопытно, что ханты таким же образом делают игрушку из головной косточки щуки. У них до сих пор существует поверье, что выбрасывая косточки от съеденного животного, человек выказывает своё неуважение к духу этого животного. И наоборот, если этими косточками играют дети.


Игрушки – рабочие инструменты

В советское время игрушечная промышленность выпускала достаточно большой ассортимент таких игрушек, как маленькая швейная машина, набор доктора, парикмахера и даже набор плотника, где были собраны и адаптированы под детскую ручку все необходимые инструменты.

А возникло это не на пустом месте. В традиционном воспитании уважение воспитывалось не только к окружающему миру и родителям, но и к труду. Традиция изготовления маленьких копий ткацких станов, коклюшек, прялок, топориков и даже лука и стрел существовала в народе издревле. И сын охотника уже в 5 – 7 лет привыкал к промысловому делу. Девочка ткала свои первые холстики и делала из них одежду для кукол. Вместе с этим в ребёнке воспитывалась и уважительное отношение к тому, чем занимались родители.


О кукле

Ещё в девятнадцатом веке известный русский писатель – сатирик М.Е. Салтыков – Щедрин назвал куклу одним из самых таинственных, загадочных и непознанных явлений жизни. И с этим трудно не согласиться. Кукла многогранна, и одна из её граней и задач – воспитание ребёнка. Именно кукла является проводником ребёнка в мир людей. Она как зеркало, в котором девочка видит себя любимой женой, заботливой матерью или бабушкой. К сожалению, в наше время акценты смещаются. И от мам, нередко, приходится слышать, что из-за детей у них нет личной жизни, а бабушки строго-настрого запрещают внукам так себя называть. В иные времена одна комната в избе не мешала народить дюжину детворы и наслаждаться всей полнотой «личной жизни», а слово «бабушка» было не определением возраста, но наивысшей оценкой жизни женщины.

Наверняка у большинства людей со словом «КУКЛА» моментально ассоциируется фабричная пластмассовая кукла или резиновый пупс. Но в даже в начале 20 века, а тем более раньше массового производства такой продукции не было. А в куклы, наверняка играл каждый ребёнок. Обыкновенная, зачастую сделанная быстро и незатейливо тряпичная кукла выполняла все необходимые задачи. Она помогала ребёнку проигрывать, «примерять на себя» различные социально-возрастные роли. Дети получали отличные навыки общения, так как участие в игре от имени куклы значительно его раскрепощало. Девочка, правильно играющая в куклы, в последствии, не только легко и гармонично реализовывала своё женское начало, но училась рукоделиям и ведению домашнего хозяйства.

Известен тот факт, что ещё в середине двадцатого века многие мамы умели и учили своих детей играть в куклы. Отцы или дедушки строили своим чадам в летних дворах небольшие домики, а дети становились полноправными их хозяевами. Такая игра занимала у ребёнка целый день. … Вот так, легко и ненавязчиво, не проводя «душещипательных» бесед, с громкими призывами и соплями, воспитывали своих детей наши столь недавние предки.

Напоследок.

Зачастую родители думают, что на приобретении желаемой игрушки их миссия завершается. Но детские психологи и этнопедагоги рекомендуют научиться играть самому и научить играть ребёнка. При этом стоит только пару раз поучаствовать в предложенной игре и ребёнок больше не будет к вам приставать. А столь желанное им приобретение не окажется заброшенным в угол.

При выборе игрушки для своих детей всегда задайте себе несколько вопросов:

-как этот предмет может повлиять на психику ребёнка (цвет, форма, звук) Так для спокойных детей безопасны будут игрушки в ярких насыщенных тонах, с громким звуком. А детям более возбудимым цвета подойдут более сдержанные и мягкие, с ненавязчивым звуком.

- подходит ли данная игрушка ребёнку по возрасту. Так, чем меньше возраст, тем меньше в ней должно быть деталей и частностей, и наоборот, ребёнку более старшего возраста будут интересны образы посложнее.

- чему эта игрушка способна научить или на развитие каких способностей направлена. Это необходимо соотносить с творческим и логическим мышлением, физическим развитием ребёнка.

Совет: Вам не нравятся детские истерики у прилавка с игрушками – прежде чем устраивать совместный поход в магазин, посетите его сами.

Совет: Если вы хотите, чтобы компьютерные игры приносили вашему ребёнку пользу – не поленитесь и сами, как говориться, «попробуйте их на вкус».

Елена Семенова. Для газеты «Культурная среда». Июль 2010 г.

Категория: воспитание культурой | Добавил: Мария (27.12.2010)
Просмотров: 1146 | Теги: народное, дети, для детей, тряпичная кукла, творчество, игрушки | Рейтинг: 0.0/0